У 1995-96 рр. підводно-археологічна експедиція університету провела обстеження ділянки шельфу в Гурзуфській котловині між г.Аю-Даг та скелею Дженевез-Кая на Південному березі Криму. історія цих місць висвітлює складне та багате подіями життя народів, що заселяли цей берег з давніх часів. Письмові джерела, що дійшли до нас з глибини віків малочисельні. І лише археологічні розвідки і розкопки розпочаті тут з XIX століття, дозволили розширити наші знання про життя цього регіону. Вони зафіксували низку античних та средньовічних поселень, монастирів і укріплень:
- Під горою Аю-Даг розташовувались два поселення. Одне в урочищі Осман, інше, на південно-західному плечі гори, що мало вихід на берег. Час виникнення датуеться археологічним матеріалом IV ст. до н.е. У XIV сторіччі вони загинули під обвалом та зсувом, які виникли в результаті одного з найбільших кримських землетрусів, відомості про який дійшли до нас з письмових джерел.
- Вище, по плоскогір'ям Гологвної гряди проходив давній шлях відкритий у 1981 році при археологічних досліженнях цього району. Там же, на перевалі Гурзуфське сідло знаходиться унікальна археологічна пам'ятка - святилище населення аборигенів Таврики.
- У VI сторіччі у Гурзувітах, на березі була побудованана крепость ставшая одним из крупных форпостов Византии. Упоминания о ней мы находим в трактате "О постройках" Прокопия из Кесарии. Археологические раскопки на территории крепости, которая локализуется на скале Дженевез-Кая позволили получить сведения о жизни населения этого района Таврики.
В VI-X вв. выше Гурзувит на скале Гелин-Кая располагался исар, который входил в оборонный комплекс средневекового населения Таврики, что подтверждается археологическими исследованиями.
Между Аю-Дагом и Гурзувитами находилось еще два средневековых поселения датируемые VIII-IX вв. Одно на территории молодежного лагеря "Артек", а другое на холме бывшего имения "Суук-Су". Наличие такого количества археологических памятников вокруг горы Аю-Даг свидетельствует о важном значении этого района в истории Таврики и требует комплексного подхода к изучению его освоения, что обязательно включает подводные исследования, которые дают возможность получить дополнительные сведения о торговле и экономике данного района, связать подводный археологический материал с исследованными прибрежными памятниками и в ряде случаев уточнить хронологические рамки существования последних, обнаружить и обследовать места древних кораблекрушений, содержащие ценные исторические сведения.
За время работы экспедиции 1995-96 гг. при обследовании шельфа в Гурзуфской котловине между горой Аю-Даг и скалой Дженевез-Кая большое скопление археологического материала обнаруженно только вокруг скал Адалар. В других местах на этом отрезке берега он встречается единичными фрагментами средневековой керамики. Следует отметить, что отсутствие под водой вдоль берега археологического материала вызвано проведением работ по укреплению и благоустройству береговой черты начатых в 1965 году (установка волнорезов, насыпка галечных пляжей и т.д.). До проведения этих работ местные жители неоднократно находили на берегу и под водой древнюю керамику, монеты, моливдовулы и др.
Острова Адалары
Этот участок вызывает особый интерес в связи с обнаруженными здесь находками. Специфический ветровой режим под Главной грядой Крымских гор, сложная гидрологическая обстановка возле островов делает этот район особенно опасным для парусных судов в каботажном плавании. При обследовании на дне обнаружены якоря, многочисленные обломки керамики, главным образом средневековой и частично античной.
Керамика античного времени обнаружена с западной стороны скал Адалар. К самому раннему относятся ножки пантикапейских и гераклейских амфор широко известных в Северном Причерноморье. Они датируются IY-III вв. до н.э. Анализ других античных амфор позволяет их разделить на несколько типов, которые существовали в период с I в. до н.э. и до IV в. нашей эры. Находки этих амфор известны на поселениях низовьев Днепра, в Тире, в Ольвии, в Танаисе, на Боспоре, Румыниив, на Афинской агоре и т. д. Среди подъемного материала встречены также фрагменты высокогорлых амфор с различными формами венчиков и профилированных ручек, разнообразные днища остродонных амфор античного времени из неизвестных торговых центров.
Амфоры средневекового времени обнаружены в основном с восточной стороны скал Адалар. За два года нами собран подъемный материал VI-XIV вв., основная масса которого принадлежит к типам широко известным в Северном Причерноморье и в Средиземноморском регионе.
Вызывает интерес наличие пифосов среди груза корабля. Это еще один факт подтверждающий перевозку крупных пифосов по морю на большие расстояния. До этого уже было известно несколько находок античных фрагментов синопских пифосов в Херсонесе и Ольвии и колхидских в Нимфее. Также интересна гипотеза, что они служили как тара для перевозки смолы и воска.
Характер находок состоящих из торговой тары и место ее обнаружения свидетельствует скорее всего о кораблекрушениях. Пока трудно точно определить количество судов затонувших в этом месте. По предварительным подсчетам можно говорить о 5-6 кораблях.
Анализ подводного археологического материала и данных полученных в ходе экспедиции позволяет сделать следующие выводы:
1. На отрезке береговой черты от горы Аю-Даг до скалы Дженевез-Кая перспективным местом для подводных археологических исследований являются скалы Адалары - место древних кораблекрушений.
2. Анализ подводно-археологических исследований последних десятилетий в бассейне Средиземного и Черного моря, итогов работ нашей экспедиции в этом регионе и наблюдения за плаванием парусных судов вдоль ЮБК позволяют ответить на некоторые вопросы, которые возникают при чтении древних письменных источников описывающих мореплавание по Черному морю и жизнь населения Таврики. Почему в античный период при плавании вдоль берега от Херсонеса до Феодосии торговые суда шли в каботажном плавании через район с высоким уровнем пиратства и наличием достаточного количества прибрежных подводных рифов? Это при том, что греческие мореходы хорошо освоили плавание в отрытом море в течении нескольких суток и на расстояния до 400 километров.
Наша версия такого режима плавания:
причиной этого был специфический ветровой режим Южного берега Крыма, который расположен под Главной грядой Крымских гор. Прижимаясь ближе к берегу суда прятались от мощных ветров дующих с Главной гряды, которые могли их унести в открытое море и в случае шторма не дать приблизиться к берегу для укрытия за каким-то мысом. А тяжело груженное судно в открытом море во время шторма имело большую вероятность погибнуть, чем у берега от пиратов-тавров. О чем свидетельствуют многочисленные находки целых амфор, пифосов и других вещей корабельного груза в тралах сейнеров занимающихся рыбной ловлей вдоль ЮБК (глубины находок 60-80 м. на расстоянии от берега 2-3 км.). Изучение этих кораблекрушений разбросанных вдоль Южного берега Крыма задача третьего тысячелетия и новых подводных технологий.
3. На основании наших исследований теперь видно, что вполне была обоснована гипотеза Л.В.Фирсова по этимологии названия Гурзувиты - которое переводится с древнегреческого языка как зловещий, злополучный, несчастный.